Государственно-частное партнерство (ГЧП) — важнейший и наиболее универсальный механизм государственной инвестиционной политики, реализация которого в России с каждым годом набирает обороты. Основной предпосылкой создания ГЧП является убежденность в том, что частные компании функционируют более эффективно, чем бюрократические государственные структуры, и располагают большими финансовыми ресурсами, нежели государство. Поэтому государство привлекает частный бизнес на помощь в те сферы деятельности, за которые оно отвечает, но для которых не имеет достаточного бюджета и компетенции. В итоге основным сектором для развития ГЧП являются городская и региональная инфраструктура, в первую очередь коммунальная, социальная и транспортная. Бизнес, со своей стороны, получает допуск к новым сегментам рынка, повышает рентабельность проекта и возможность реализации масштабных проектов, которые невозможно профинансировать на рыночных условиях[1].

Впервые о государственно-частном партнерстве заговорили в начале 2000-х годов, когда остро встал вопрос о необходимости развития дорожной сети, однако на федеральном уровне закон, регулирующий данное взаимодействие бизнеса и власти, был принят только в 2015 г.[2] До этого времени субъекты Российской Федерации в региональном законотворчестве опирались на Модельный Закон субъекта Российской Федерации «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования  в проектах государственно-частного партнерства» 2009 г. Следует отметить, что к 2015 г. уже более половины субъектов РФ приняли Региональные законы об участии субъекта РФ в государственно-частном партнерстве и после 2015 г. были вынуждены адаптировать свое законодательство в соответствии с Федеральным законом N 224-ФЗ.

Но вернемся к сущности и экономическому содержанию ГЧП. Согласно Федеральному закону N 224-ФЗ, государственно-частное партнерство (муниципально-частное партнерство) –  это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Из данного определения можно выявить следующие отличительные черты данного взаимодействия бизнеса и власти.

1)  Социальная значимость проекта. Главная цель реализации проектов ГЧП (в отличие от таких форм взаимодействия бизнеса и власти как предоставление государственного имущества в аренду или приватизация)  – это повышение качества жизни населения. В связи с этим, ключевыми сферами ГЧП являются:

– транспорт: автодороги, мосты, развязки, ж/д инфраструктура, аэропорты, порты;

– экология: инфраструктура управления отходами;

– вода: инфраструктура водоснабжения, очистные сооружения и канализация;

– энергоэффективность: система коммунального теплоснабжения, системы уличного освещения и т.п.;

– социальное развитие: инфраструктура здравоохранения, образования, спорта и туризма, культуры;

– безопасность и правопорядок: объекты безопасности и охраны порядка, объекты МЧС;

– производство и подготовка территорий: обеспечение инфраструктурной площадкой под комплексную застройку, имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции, объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции[3];

2) Инвестиционная доходность. Наряду с социальной значимостью, проект ГЧП также должен быть экономически эффективным. Для частного инвестора экономическая эффективность характеризуется традиционными показателями чистого приведённого дохода, срока окупаемости, индекса доходности, внутренней нормы рентабельности, а для публичного инвестора – показателями бюджетной эффективности инвестиций.

3) Совместное финансирование. Финансирование проектов ГЧП традиционно осуществляется посредством сочетания денежных ресурсов из различных источников, как-то: средства частного сектора (включая международных инвесторов), средства бюджетов всех уровней, средства государственных и совместных предприятий, кредитные ресурсы финансово-кредитных организаций, средства институтов развития.

Основные источники финансирования проектов ГЧП представлены ниже:

– Акционерное финансирование: наиболее дорогой и незащищенный от проектных рисков источник

– Мезонинное и субординированное финансирование: источник, занимающий промежуточное место между акционерными и кредитными ресурсами

– Проектное финансирование: специализированные кредитный продукт, предназначенный для финансирования обособленных проектов

– Инфраструктурные облигации: специализированный облигационный выпуск, предназначенный для финансирования обособленных инфраструктурных проектов

– Лизинговые механизмы: стандартный алгоритм приобретения основных средств

– Экспортно-кредитное финансирование: проектное финансирование под покрытие специализированных экспортно-кредитных институтов

– Государственное финансирование: полное/частичное финансирование за счет федеральных/региональных источников.[4]

4) Длительность отношений. ГЧП часто противопоставляют процессу приватизации или аутсорсингу. Однако приватизация предполагает полное отчуждение частному сектору объектов государственного имущества, аутсорсинг – передачу выполнения части бюджетных услуг сторонней организации-исполнителю, а ГЧП больше похоже на объединение, когда обе стороны распределяют между собой все риски в надежде получить прибыль. При этом сотрудничество в рамках ГЧП всегда носит долгосрочный характер – 30-60 лет.

5) Особое распределение рисков. Одним из преимуществ реализации инвестиционных проектов на принципах ГЧП является снижение рисков для всех участников партнерства. Однако этого возможного достичь только посредством реализации двух основных принципов разделения рисков.

Во-первых, количество рисков, принятых на себя партнером, должно быть пропорционально выгоде, которую он может извлечь из проекта.

Во-вторых, риски должны быть переданы той стороне, которая может покрыть их с наименьшими затратами. При этом государство также должно брать на себя определенную долю ответственности за возможные риски и способствовать их смягчению для частного сектора на основе взаимной поддержки.

На практике как раз большинство неудач при реализации проектов ГЧП связано с несоблюдением этих принципов, в результате чего, в условиях отсутствия или несоблюдения сторонами договоренностей о распределении возможных рисков каждый участник проекта ГЧП пытается переложить ответственность за риски на своего партнера[5].

Резюмируя, отметим, что реализация инвестиционных проектов на принципах ГЧП, безусловно, является эффективным. Однако в настоящее время в экономике РФ остаются барьеры, которые препятствуют развитию данного механизма взаимодействия бизнеса и власти, основными из которых, на наш взгляд, являются следующие.

1) Отсутствие как таковой идеологии партнерства.

2) Низкий уровень квалификации и компетентности в сфере реализации проектов ГЧП как в частном секторе, так и в государственных органах управления.

3) Неравноправие сторон, участвующих в проектах ГЧП. Анализ действующего бюджетного и инвестиционного законодательства, составляющего правовое поле развития ГЧП, позволяет утверждать, что в настоящее время оно больше ориентировано на отстаивание интересов государства, нежели частного инвестора. Уровень защиты интересов последнего остается крайне низким: применяемые гарантии скорее носят формальный декларативный характер, нежели являются обеспеченными действующим механизмов компенсации рисков.

Преодоление данных барьеров позволит выстроить конструктивный диалог между бизнесом и властью, активно реализовывать инвестиционные проекты, основанные на принципах ГЧП и, как следствие, повысить качество жизни населения.

Ссылки:

[1] Шакуров Р. М. Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 204-207.

[2] Закон Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

[3] Согласно п. 16 Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ

[4] Молочных, С.Н. Инструменты финансирования ГЧП проектов. Роль коммерческих банков. Режим доступа:  http://p3institute.ru/netcat_files/24/26/17.07.2014.pdf

[5] «Анализ проблем и перспектив развития государственно-частного партнерства в России» Режим доступа:  http://textarchive.ru/c-1764237-pall.html

 

Попова Ольга (popovaoi@yandex.ru) специально для Power-Finance